Нам повезло, - мы живем во время великих перемен. Их значение будет отчетливо видно через многие годы и даже столетия, но и сейчас понятно, - начался новый этап развития не только нашей страны, но мира в целом. Эти изменения не просты и болезненны, но необходимы.
Новое время бросает нам вызов, предъявляет свои неумолимые требования к нашей жизни и к нашей работе. И мы, психологи, одними из первых должны услышать этот призыв к изменениям.
Они, эти перемены, давно назрели, но мы закрывали глаза, катясь по привычной колее известных методик и практики работы.
А ведь самый главный вопрос стоит сейчас очень остро – соответствуют ли установки известных психотерапевтических школ, на которые мы опираемся в нашей работе с людьми, тому культурно-историческому развороту, который сделала наша страна в последние несколько лет? Я думаю, ответ очевиден.
Нам представляется, что необходимость появления нового направления психотерапии и модификации уже имеющихся подходов, назрела в России по нескольким причинам:
1. Активный запрос на помощь в осмыслении происходящих геополитических и социальных процессов, поиск человеком своего места в меняющемся мире.
2. Растущий уровень дистресса, депрессии и тревоги. увеличение распространенности и тяжести психических нарушений.
3. Быстроменяющийся социально-экономический контекст жизни россиян, предъявляющий высокие требования к адаптационным и творческим способностям личности.
4. Рост интереса к психотерапии, её популяризация в обществе, растущая потребность населения в доступных и эффективных методах помощи.
5. Вновь ставшие актуальными теоретические исследования российских ученых в области психологии и нейропсихологии, требующие дальнейшего внедрения в реальную практику работы с людьми.
6. Необходимость адаптации психотерапевтических подходов к специфике российской культуры и менталитета.
7. Всплеск интереса к истории своего рода и своей Родины, к традиционным ценностям и обычаям своих народов, к русскому языку, к коллективизму и общинности, к духовным основам человеческого бытия.
Какой же, по нашему мнению, может стать это новое психотерапевтическое направление? Культурно-историческим. Опирающимся на основные положения теорий развития личности, представленные в работах ведущих отечественных психологов 20 века – Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева и многих других.
Обратимся еще раз к этим положениям, ведь они вновь выходят на передний план психологического дискурса и являются основополагающими принципами парадигмы психологической помощи в современном пространстве русского мира.
1. Значение социальной среды как источника развития. Культура и общественная деятельность формируют психику человека, что делает взаимодействие с окружающими критически важным для его развития.
2. Развитие и сознания, и личности нельзя рассматривать в отрыве от исторических, культурных и социальных контекстов, в которых индивид существует. Личность включает в себя не только индивидуальные характеристики, но и усвоенные нормы, ценности и роли, которые определяют место человека в обществе.
3. Язык играет ключевую роль в развитии личности, он не только служит средством общения, но и формирует когнитивные, культурные и социальные аспекты человеческой жизни. Язык неразрывно связан с культурной и национальной идентичностью. Он передает не только информацию, но и ценности, традиции и нормы поведения. Каждый национальный язык формирует национальный характер и менталитет.
4. В процессе изучения языка человек формирует свою «языковую личность», которая включает в себя различные компетенции: языковую, социолингвистическую, дискуссивную и социокультурную. Это позволяет индивиду адаптироваться к различным культурным контекстам и взаимодействовать с другими людьми.
5. Понимание кризиса как важного момента трансформации личности, который представляет собой не только вызовы и трудности, но и служат катализатором для позитивных изменений и роста.
6. Коллективизм и ценностно-ориентированное единство служат цели согласования индивидуальных и коллективных интересов, что влияет на межличностные отношения и групповую динамику. Поиск гармонии между личными потребностями и общими целями, где конформизм поддерживает групповую стабильность, а нонконформизм способствует инновациям. Коллективная деятельность, в свою очередь, укрепляет доверие и взаимопонимание, являясь основой глубоких связей между людьми и содействует формированию продуктивных социальных взаимодействий.
7. Представление о "рождении" личности через деятельность, общественные отношения в контексте исторического процесса. Личность выступает как "внутренний момент" деятельности, как способ бытия-в-мире.
8. Значимость переживания как динамической единицы сознания, которая помогает осознать личностный смысл бытия.
Мы представили лишь небольшую часть из богатого наследия российской психологической мысли. Однако даже из этого краткого обзора становится очевидно, сколько еще может извлечь отечественная психотерапия, если начнет внедрять эти концепции в области практической психологической помощи.